С чем надо ехать на «Евровидение» в следующий раз? Результаты нынешнего «Евровидения» оказались весьма удачными для российского шоу-бизнеса: вскормленные им целых три артиста выступили достаточно успешно и заняли высокие места. Верка Сердючка, представлявшая Украину, стала второй. Российская группа «Серебро» с «фабриканткой» Еленой Темниковой – третьей. Другой «фабрикант» - Дима Колдун, выступавший от Белоруссии, получил шестое место, и если б в финале не «перегорел» и спел хотя бы так же чисто и уверенно, как в полуфинале, то запросто занял бы более высокое место.
Не будем вспоминать про «Russia, Goodbye» - этот скандал оказался буквально высосан из пальца известным гоможурналистом Артуром Гаспаряном лишь с одной целью: за счет него попиариться самому (и это ему превосходно удалось). Порассуждаем лучше о том, что же нам необходимо для того, чтобы победить на «Евровидении».
Итак, начнем с песни. В каком стиле она должна быть для достижения успеха? В далеких 70-х наибольшие шансы на победу были у «АББА-образных» композиций: 1974 – ABBA “Waterloo”, 1975 – Teach In “Ding-A-Dong”, 1976 – Brotherhood Of Man “Save Your Kisses For Me”, и т. д. Однако это уже давно в прошлом, и так называемого «формата Евровидения» больше не существует. Как показывают результаты последних лет, побеждать на европейском конкурсе можно и с танцевальными поп-композициями, и с тягучими балладами, и с экзотическим этно, и даже с брутальным хард-роком. Единственная прослеживающаяся закономерность – всегда побеждает композиция, отличающаяся по стилю от песни, выигравшей в предыдущем году. Значит, в 2008 году вряд ли снова победит балладная песня.
На каком языке петь на «Евровидении»? Наши музыкальные эксперты, рулящие на Первом канале конкурсным отбором почему-то всегда настаивают на английском. Нынешнее же «Евровидение», в котором первые два места заняли неанглоязычные песни (Сербия и Украина), показало, что инглиш вовсе не обязателен. И это неудивительно, ведь подавляющее большинство европейских государств – страны неанглоговорящие. Что же касается якобы непопулярности в других странах русского языка в силу его неблагозвучия – то и эти утверждения от лукавого: в этом году Румыния, а ранее еще и Польша, с удовольствием пели на «Евровидении» целые куплеты по-русски. Поэтому на конкурсном отборе отметать артистов лишь за то, что те неспособны чисто петь по-английски, по меньшей мере глупо.
Нужна ли вообще на «Евровидении» хорошая песня? Желательна, но, как оказалось, вовсе не обязательна. То, что исполнила Верка Сердючка, песней вообще назвать нельзя. В запеве даже не три аккорда, а один, саму мелодию вообще невозможно напеть. Да и в тексте отсутствуют и размер, и рифма.
Если рассуждать, о чем на «Евровидении» следует петь – здесь также без разницы: подавляющее большинство стран Европы все равно ваш язык не поймет. Поэтому, следуя примеру той же Сердючки, можно бормотать в микрофон вообще всякие бессмысленные слова и бредовые фразы на любом языке. И при этом занять высокое место.
Должен ли конкурсант «Евровидения» уметь петь? Как оказалось, и это необязательно. Если солист, который по причинам, не связанным с талантом, попал на «Евровидение», поет скверно, ему вполне достаточно поддержки анонимных бэк-вокалистов (как в случае с «Серебром»). Но можно даже и на этом не запариваться: разговор о превосходных вокальных данных Верки Сердючки вообще смешон.
Кого посылать на «Евровидение»: юношу или девушку? Желательно ни того, ни другого. Как показывают последние два года, лучше, если конкурсант будет неопределенного пола. Поэтому в этот раз первые два места заняли девушка-унисекс и трансвестит. Даже появилась шутка, что на «Евровидении – 2007» первое место заняла женщина, переодетая в мужчину, а второе – мужчина, переодетый в женщину. И в прошлом году никто не понял, где у победившей группы «Лорди» под масками были мужчины, а где женщины. Опять же принадлежность к мужскому полу Димы Билана тоже у многих вызывает сомнения.
По результатам выступления нашего «Серебра» выяснилось, что конкурсантам вообще нет смысла мотаться по Европе в предфестивальном промотуре, тратиться на съемку дорогого клипа, производить всякий-разный мерчандайзинг и пр. Ибо известность артиста не панацея от провала на «Евровидении». Из-за этого в этом году популярной шведской группе The Ark удалось занять всего лишь восемнадцатое место, а звезде дискотек DJ Bobo, выступавшему от Швейцарии, и вовсе не удалось дойти до финала.
Зато если вдруг окажется, что по каким-то причинам тот или иной исполнитель выступит в финале «Евровидения» из рук вон плохо, это вовсе не означает, что он займет последнее место. Ибо сейчас вообще мало кто голосует за музыкальную составляющую. Все больше – за соседние государства. Поэтому независимо от качества выступления Молдавия неизменно выставляет высокие баллы Румынии, Норвегия – Швеции, Черногория – Македонии, и т. д. А поскольку у России друзей в виде стран СНГ предостаточно (также, как и друзей у балканских стран), то кого бы мы на «Евровидение» ни выставили, уж точно никогда не займем позорного двадцать четвертого места.
Напоследок следует обратить еще на один интересный факт. В этом году первые 16 мест за исключением Греции (9) и Турции (4) заняли только представители Восточной Европы и СНГ: Сербия, Украина, Россия, Болгария, Белоруссия, Армения, Венгрия, Молдавия, Босния & Герцеговина, Грузия, Румыния, Македония, Словения и Латвия (см. таблицу результатов). Семь западноевропейских стран заняли места ниже 16-го, остальные и вовсе не прошли в финал. Для Западной Европы «Евровидение» уже давно примерно то же, что для нас передачи типа «Знака качества» или «Минуты славы». Поэтому там не уделяют такого большого внимания отбору на «Евровидение» суперпрофессиональных конкурсантов как у нас. Восточноевропейские же страны (включая Россию), участвующие в этом конкурсе сравнительно недавно, напротив обуяны истеричным желанием победить на «Евровидении» любой ценой. Видимо, дабы не чувствовать себя в Европе неполноценными.
Учитывая вышесказанное, получается, что для России шансы занимать высокие места при любом, даже скверно поющем, конкурсанте и посредственной песне не так уж и малы. Что, собственно, «Серебро» и другие конкурсанты наглядно нам продемонстрировали.