Как на духу!
Режиссер Александр РЕВЗИН: "Я сказал Галкину: "Ты - мальчик новой генерации. Постарайся не стать козлом"
Если однажды будет учреждена премия "Мистер успех российского шоу-бизнеса", у других номинантов просто не останется шансов. Господин Ревзин успешен сам, его окружение сплошь богатые и знаменитые. Наконец, встреча с ним для любого молодого артиста - это счастливый лотерейный билет, можно даже сказать, джек-пот.
Он поставил несколько сот телевизионных и шоу-программ, среди которых "Песня года", "Хит-парад Останкино", "Променад-концерт", "Новогодняя ночь на Первом канале", "Розыгрыш", конкурсы молодых исполнителей "Славянский базар", "Ялта - Москва-транзит", "Новая волна" в Юрмале, церемонии награждения "Брэнд года", "World Class Fitness Awards", премии "Муз-ТВ".
Недавно на телеканале "Россия" стартовала новая программа "Секрет успеха". Символично, что одним из главных героев этого проекта стал именно Александр Ревзин.
Вера МАЕВСКАЯ
Специально для "Бульвара Гордона"
"В ДЕНЬ, КОГДА РОДИЛАСЬ ДОЧЬ ЛИЗА, Я ДАЛ СЕБЕ ЗАРОК, ЧТО БОЛЬШЕ НЕ БУДУ ЕСТЬ МЯСО"
— Ваше имя — определенный знак качества самых ярких шоу. Но, будучи одним из наиболее востребованных российских режиссеров-постановщиков, до недавнего времени вы старательно оставались в тени. Избегали репортеров светской хроники, не скандалили со звездными заказчиками и попросту мало комментировали свое творчество. А ведь вам, как никому, есть что рассказать...
— У каждого свой повод для счастья. Кто-то стремится к публичности. Я не вижу в этом смысла жизни. Крайне редко соглашаюсь на интервью и тем более фотосессии. Главное — Господь дал мне возможность реализоваться. Я достаточно широко известен в узких кругах, но это не тотальная популярность, а профессиональное уважение. Когда меня останавливает гаишник, он не сходит с ума оттого, что перед ним человек из телевизора.
— Приходится давать взятки?
— Взятки давать не приходится. Если я виноват, отвечаю за все, что совершил, если нет — меня отпускают.
— Часто останавливает ГАИ?
— Нет, стараюсь не преступать закон.
— Скорость не любите?
— Я все люблю. Но я законопослушный, не езжу пьяный за рулем, стараюсь вести себя на дороге корректно.
— Довольно непривычно слышать подобное из уст шоу-бизнесмена. Какая же это богемная жизнь без превышения скорости?!
— А я далек от богемной жизни, потому что очень много работаю. Богема для меня нечто созерцательное, а не созидательное. Созидателю нужен трезвый ум. Поэтому я никогда не пил, не употреблял наркотики, плюс ко всему на протяжении 19 лет придерживаюсь вегетарианства. Вообще, таким позитивным героем выгляжу...
— На удивление позитивным...
— Даже как-то неловко об этом говорить.
— Кстати, для мужчин, которые много работают, есть мясо почти ритуал.
— Думаю, все индивидуально. Возьмем животных: среди них есть хищники, млекопитающие, травоядные...
— Простите, но вы на травоядного очень мало похожи.
— Я не произвожу впечатления пацифиста, однако именно им и являюсь. 10 февраля 1986 года у меня родилась дочь Лиза, это был огромный подарок судьбы, я ее очень ждал. В тот день дал себе зарок, что больше никогда не буду есть мясо. И не ем.
— Потрясающее, чисто украинское упорство. Вы ведь, если не ошибаюсь, родом из Донецка?
— Да, я родился в замечательном молодом городе. Он зарождался как крупный промышленный центр, населенный энергичными и талантливыми людьми. Их добровольно-принудительно собрали со всех концов СССР. Мое детство пришлось на начало 60-х, тогда это был по-настоящему цивилизованный большой город научно-производственной элиты. Вы знаете, что Натан Щаранский, вице-премьер Израиля, тоже донетчанин? Оттуда вышло огромное количество спортсменов, Сергей Бубка, например. Там прекрасная команда детской спортивной школы, в которой я достаточно долго играл. Мы дружны с президентом клуба "Шахтер". Замечательный человек и большая умница! Он подарил мне именную клубную футболку, и я ее с удовольствием ношу. Донецк — моя родина. Во всех интервью говорю об этом городе как о месте, где пережил очень много радости.
— Это была такая солнечная и бодрая жизнь, какой ее показывали в советских киножурналах?
— Абсолютно.
— О чем ваше самое яркое детское воспоминание?
— Мне было года три, наверное, когда Никита Сергеевич Хрущев посещал Донецк. Он проезжал по улице в открытой машине, и толпа очень сильно прижала нас с отцом к парапету. Никита Сергеевич это увидел, приказал остановить машину, взял меня на руки и строго сказал: "Не задавите ребенка!". Когда он вернул меня отцу, я спросил: "Папа, а кто был этот мужик?". — "Хрущев", — ответил отец. Я не стал возражать и сказал: "Хорошо".
"Я ПОЛУЧИЛ ТАКУЮ ТРАВМУ, ЧТО ЦЕЛЫЙ ГОД ХОДИЛ, ДЕРЖАСЬ ЗА МАМУ"
— Насколько рано были открыты ваши творческие способности?
— В девять лет я стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, исполнив пантомиму.
— Вы вундеркинд!
— Мне трудно так заявить о себе.
— А почему выбор пал на пантомиму?
— Тогда она пользовалась бешеной популярностью. Был один гениальный парень Леонид Енгибаров...
— ...клоун с осенью в сердце.
— Да, идеями Енгибарова до сих пор пользуются в этом жанре. Я увидел его выступление по телевизору, встал перед зеркалом и все повторил. Позже, на одном из концертов, в антракте, пробрался за кулисы и показал Владимиру Шубарину его первое отделение. Он страшно удивился, сразу же позвал меня учиться в цирковое училище. Но я тогда играл в футбол...
— И тоже подавали большие надежды?
— Сперва, а потом получил серьезную травму, последствия которой ощущаю до сих пор. Целый год ходил, держась за маму.
— Так родина потеряла футболиста и взамен получила режиссера. Осваивать это ремесло вы отправились в Ленинград. Даже удивительно, ведь за счастьем и карьерой многие ехали в Москву.
— У нас всегда было две культурные столицы — Москва и Питер. Москва — купеческая, с лубком, она мало интересуется искусством. Питер более изысканный, аристократичный город. Я приехал туда на концерт и довольно неожиданно для себя и окружающих остался. Это было тяжелое время, но мне повезло. Буквально через два месяца после приезда я встретил свою будущую жену.
— Она была ленинградкой?
— Нет, тоже приезжей. Из Лисичанска.
— Женились явно не по расчету...
— Абсолютно. Первые два года мы жили в комнате площадью 11 квадратных метров, сильно напоминающей пенал. У меня была зарплата около 70 рублей, поэтому корыстные интересы исключаются с обеих сторон.
— Значит, была романтическая история любви...
— Скорее, забавная. В тот момент Лариса ухаживала за своей заболевшей подружкой и все время находилась в больнице. А денег не хватало. Поэтому она решила на две недели сдать свою комнату. Потенциальным постояльцем оказался я. Мы встретились в восемь часов утра у станции метро. Помню, возвращался с работы, которая закончилась на рассвете. Вышел из машины, весь такой в дубленке, стильный-модный, немножко распаренный. А передо мной скромная девушка, рыжая, с зелеными глазами. Она меня совершенно поразила, вот я и влюбился. Мы вместе уже 25 лет, она мне каждый день задает один и тот же вопрос: почему она? Я отвечаю: "А почему я?".
— С 1989-го по 1991 год вы были режиссером-постановщиком Театра песни Аллы Пугачевой. С вашей легкой руки на сцену пришло множество исполнителей. Впрочем, как и не ушло с нее. Я знаю, что вы сыграли определенную роль в карьере Филиппа Киркорова.
— Азы профессии Филиппу дал я. С самого начала он покорил меня своей работоспособностью. Но однажды Пугачева сказала: "Киркоров профнепригоден, хочу его уволить". Я стал спорить: "Ему нужен репертуар. Сейчас Киркоров поет две песни, одна из них очень плохая. И вообще, зачем ты брала его на работу? Чтобы уволить?!". Пугачева холодно ответила: "Он мне неинтересен".
После этого Филипп все-таки доказал свою профессиональную состоятельность. Это была целая история! В начале 1991 года я работал с компанией "ЛисС", мы делали грандиозные шоу. Усталый, возвращаюсь в Питер, меня встречает супруга. Сидим ужинаем, она меня не трогает. Совершенно уникальная женщина — умная, талантливая, точно понимающая, что нужно делать со мной!
Вдруг звонок в два часа ночи: Филипп. Он уже полгода как ушел из театра и все время просил, чтобы я поставил ему программу. Наконец, я сдался. "Ладно, — говорю, — готовь репертуар". И вот среди ночи он меня набрал, как оказалось, из Ульяновска: "У нас с тобой сольник в театре эстрады". — "Не у нас, а у тебя", — поправил я. "А я в афише написал твою фамилию! Меня сюда пригласили комсомольцы, буду работать по три концерта в день!". Спрашиваю: "Филя, кто тебя этому научил?". Отвечает: "Я сам придумал". — "Ну, — говорю, — ты гений. Хорошо, узнай, в котором часу летит первый самолет из Питера". Он перезванивает: "В шесть часов утра". — "Значит, в восемь ты меня встречаешь в Ульяновске".
Я рассказал жене ситуацию, и она, ни слова не говоря, собрала мне чемодан. Следующие три дня Киркоров работал по три концерта. Пел хрен знает что из репертуара Пугачевой, Димитрова, еще каких-то болгар. А между концертами мы репетировали. Я исписал 15 листов бумаги о том, что и как нужно делать. И он все это запомнил!
— Как прошли концерты?
— На последнем, девятом, публика аплодировала стоя. Уже через месяц после этих гастролей Кикорова пригласили с сольной программой в концертный зал "Россия". В общем, дело пошло. Сейчас мы сотрудничаем уже на другом уровне. Несколько лет назад у него был большой концерт в Театре эстрады. Алла сама позвонила с приглашением: "Ждем тебя, нам важно твое мнение". После программы иду за кулисы, нахожу Аллу в артистическом буфете. Там было много людей, но все мгновенно вышли. Мы остались вдвоем и долго обсуждали концерт.
В первом ряду пятый слева — гендиректор "Новой волны" Александр Румянцев, рядом — композитор Владимир Матецкий, четвертый справа — Игорь Крутой, шестой справа — Александр Ревзин. Юрмала, фестиваль "Новая волна", товарищеский матч жюри и конкурсантов
"ПУГАЧЕВА ОБЩАЕТСЯ ТОЛЬКО С ТАЛАНТЛИВЫМИ ЛЮДЬМИ, НО ВЕСТИ СЕБЯ МОЖЕТ ПО-РАЗНОМУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАСПОЛОЖЕНИЯ ДУХА"
— Близкий круг Аллы Борисовны — довольно закрытое общество. Как вы изначально в него попали?
— Я знал Пугачеву в то время, когда она только-только появилась на сцене. Мы познакомились в 1974-м, 31 год назад. С ней работали мои друзья, харьковский коллектив "Ритм". Как-то я пришел на репетицию и увидел в руках Аллы очень плохой микрофон. Я сказал: "Твой голос теряется на 40 процентов оттого, в какое дерьмо ты поешь!". И дал ей микрофон "АКG". С тех пор мы так или иначе пересекались по жизни.
— Какое впечатление она на вас произвела?
— Фантастически красивая девушка!
— Ах да, вам же нравятся рыжие...
— Она еще и очень талантливая была.
— Спустя годы, в Театре песни, вы встретили уже совсем другую Пугачеву?
— Нет, она мало изменилась, просто накопился определенный опыт. Хотя от рождения до смерти неизменным остается только имя, а с человеком происходит масса метаморфоз.
— Это правда, что с Аллой Борисовной очень трудно работать?
— Неправда. В прошлом году на съемках "Новогоднего огонька" она отработала 12 часов подряд, не сказав ни единого слова. Приехала больная, совершенно разбитая. Я ее измучил, требовал дубль, еще дубль, она безропотно выполнила все. Другое дело, что Пугачева общается только с талантливыми людьми и очень критично относится к творчеству кого бы то ни было.
— Критично или ревниво?
— Алла может по-разному себя вести в зависимости от расположения духа. Но никогда не работает с бездарностями, отсеивает их в первую секунду. Она хороший физиономист, аналитик, людей чувствует на расстоянии.
— Приходилось ли вам отстаивать кого-либо еще из нынешних звезд?
— Когда появился кабаре-дуэт "Академия", я разругался со всем шоу-бизнесом, доказывая, что они создали новый жанр. Позже настойчиво обращал внимание продюсеров на группу "Чай вдвоем". А совсем недавно пришлось повоевать за Максима Галкина. Многие сомневались в том, что он талантлив, но для меня это было очевидно с самого начала. В 2000 году, здесь, в Киеве, я ставил большое шоу. Галкина не очень хотели в него брать, пришлось побеседовать с организаторами. Правда, после выступления они подошли к Максиму и извинились. Тогда, за кулисами, он сомневался: "Неужели мне удастся стать популярным?". Я сказал ему: "Ты будешь суперзвездой с толпой поклонников, лимузинами, автографами... Но главное — насколько это изменит твое отношение к окружающей среде. Ты мальчик новой генерации. Такими образованными, интеллигентными и должны быть артисты в 21 веке. Постарайся не стать козлом, пожалуйста". Он пообещал: "Постараюсь".
— Максим Галкин — единственный представитель новой генерации на нашей эстраде?
— Почему же? Вот Глюк’Ozа — очень хорошая девочка, с правильными мозгами. На тех же съемках "Голубого огонька" она устроила фантастическую вещь! После того как Наташа отработала, начался большой цикл съемок: день и ночь студия, огромное количество людей. И тут, в самый разгар, подходит администратор площадки и говорит: "К вам Дед Мороз пришел". Было, по-моему, 18-е декабря. "Хорошо, — говорю, — зовите его сюда". Заходит Дед Мороз... с баяном и начинает петь переделанный текст на песню Глюк’Ozы. Весь павильон в шоке, а он поздравляет всех с Новым годом, потом открывает мешок и достает оттуда большую бутылку виски. Говорит: "Это Глюк’Ozа передала вам с благодарностью за то, что вы придумали и поставили ей замечательный номер". Я позвал свою команду, около 100 человек, всем досталось по одному грамму. Говорю: "Ребята, вас поздравили с Новым годом!". Она очень талантливая девочка, ее образ на сцене полностью соответствует времени, в котором мы живем.
Еще "Уматурман" — замечательный коллектив. У вас, в Украине, есть талантливая певица, которую пока не все хорошо понимают, но, я надеюсь, скоро поймут, — Оля Полякова. Она будет суперзвездой, не сомневаюсь ни одного мгновения.
— Ваша нынешняя жизнь разделилась на две части. Одна — русская, и в ней все, что касается профессии. Другая — американская, та, что связана с семьей.
— На сегодняшний день обстоятельства сложились именно так. Дочка учится в университете штата Нью-Джерси, поэтому они с моей женой живут в Америке. Правда, Лиза, как настоящий патриот, и там умудряется доказывать, что Россия — лучшая страна в мире. На этой почве у нее постоянные конфликты. А я работаю здесь, и каждые полтора-два месяца стараюсь выбираться к семье. Пару недель провожу со своими любимыми женщинами, восстанавливаю силы. Потом снова перелет. Вот такая жизнь.
— Как относитесь к Америке?
— Это гениальная страна, я очень люблю город Нью-Йорк, Бродвей, книжные и музыкальные магазины.
— Бродвейские мюзиклы посещаете?
— Да, конечно.
— Как режиссер-постановщик испытали священный трепет от просмотра первого из них?
— Знаете, не удалось, хотя это и был легендарный Phantom Opera ("Призрак оперы"). Лет 15 назад мы с Левой Лещенко приехали в Нью-Йорк. Явно не рассчитали силы и сразу после длительного перелета пошли на Бродвей. Усталые и замученные уже во втором отделении, облокотившись друг на друга, мы... заснули. Спустя какое-то время Лещенко пытался меня растолкать: "Старичок, неловко, на нас же люди смотрят". Я сказал: "Лева, здесь тебя никто не знает. Спи спокойно!".
— Сами ставили программы в Америке?
Сделал несколько шоу вместе с американскими режиссерами. Одно из них состоялось 9 сентября 2001 года. Это было празднование 120-летия международной организации "ХИАС", которая содействует эмигрантам. Они помогли переехать и адаптироваться в Америке нескольким миллионам человек. Я в шутку их назвал "cамым крупным тревел-агентством".
Празднование проходило в "Сибрис-парке" на протяжении семи часов. Там было 45 тысяч зрителей, прилетел губернатор штата Нью-Йорк Джордж Патаки. Долгие месяцы были потрачены на согласование с его службой безопасности каждой детали: места приземления вертолета, времени выхода на сцену, длительности выступления. В конечном счете мы не могли его согнать со сцены в течение получаса! В полном восторге от шоу, он все время восклицал что-то вроде: "Я такого еще не видел! Где вы были раньше и как вообще цивилизация существовала без вас? Давайте обязательно встретимся, нам есть что обсуждать!". Это было 9 сентября, а 11-го произошли события, о которых знает весь мир.
"11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА В 10 УТРА У МЕНЯ БЫЛА ВСТРЕЧА В АМЕРИКАНСКОМ ВСЕМИРНОМ ТОРГОВОМ ЦЕНТРЕ, НО Я ТАК УСТАЛ, ЧТО ПЕРЕНЕС ЕЕ НА 2 ЧАСА ДНЯ. ГОСПОДЬ МЕНЯ СБЕРЕГ"
— Выходит, вы оказались практически в эпицентре трагедии?
— Более того, я чуть не попал туда 11 сентября. В Нью-Йорке живет и работает мой товарищ — известный украинский общественный деятель. Его офис располагался во Всемирном торговом центре. Накануне мы созвонились, и он назначил встречу на 10 часов утра. Я сказал: "Знаешь, после шоу я несколько мертвый, давай перенесем на два часа дня". На следующий день позвонил один из моих партнеров и сказал: "Включи телевизор, мы уже никуда не едем". Я включил телевизор и увидел, как во второй небоскреб врезается самолет. Вот так Господь меня сберег.
— А помните состояние американского общества на тот момент?
— Это был шок, объединилась вся нация. На машинах развевались флаги, по улицам шли бесконечные толпы людей, которые хотели возложить цветы. Возле каждого пожарного расчета — круглосуточные митинги. Я думаю, нечто подобное происходило у вас на Майдане, только это не было бедой, а там произошла трагедия. На самом деле, Америка до 2001 года и Америка сегодняшняя — это две разные страны.
— Многие эстрадные звезды во время интервью не забывают отметить, что их выступление стоит безумных денег. Можете ли вы сказать о себе: "Я очень дорогой режиссер"?
— Я довольно много шоу ставлю бесплатно.
— Это опасное заявление. Теперь вас замучают просьбами страждущие артисты.
— Не думаю. Речь идет только о моем собственном гонораре. А что касается именно шоу, то его нельзя сделать бесплатно. В постановочной части начинается работа с формой, а это трава, пенопласт, ткань, фейерверки, человеческий ресурс, в конце концов. Поэтому шоу, в которых нет возможности реализовать идею, мне неинтересны. Даже если придут и скажут: "Даем лично вам миллион, но на постановку у нас есть 100 долларов", предложу поменять эти суммы местами. И это не альтруизм, а то, чего требует современный бизнес.
— Но бывает и так: денег для постановки шоу достаточно. Однако артист или его продюсер, тире любовник, тире родитель, пытаются внести коррективы в воплощение вашей идеи...
— Когда происходит подобное, говорю: "Ребята, я буду счастлив, если вы все сделаете самостоятельно". Вообще, слово "нет" гораздо удобнее, чем слово "да". За словом "нет" отсутствуют обязательства. Если же ты сказал "да", будь любезен что-то создать. Режиссер вправе сказать: "Я так чувствую и объяснять ничего не буду". Его отношения с актером должны быть доверительными. Ведь если бы творчество относилось к сфере знаний, все были бы Моцартами, Шекспирами и Пушкиными...
— Говорят, дружба в шоу-бизнесе — понятие исключительное, а вас связывает крепкая дружба с Валерием Меладзе, Михаилом Шуфутинским, Леонидом Агутиным, Владимиром Пресняковым, и список далеко не полный...
— Мне нравится дружить с исполнителями, которые переживали кризисы в своем творчестве. Все, кому приходилось падать сверху вниз, а потом подниматься, различают настоящее и мишуру. Они знают, что слава — это бремя, которое нужно достойно нести. Вот почему мне не нужно признания в этом смысле. Все, к чему я стремлюсь, делаю для своей семьи и узкого круга людей, которые могут это оценить.
— А если сегодня в два часа ночи вам позвонит подающий надежды артист и попросит: "Саша, спасай!", вы поедете?
— Думаю, да. Может быть, выйду из дома не в полшестого, а в полвосьмого, но это вполне возможно.
(http://www.bulvar.com.ua/)